Важнейшие свидетельства истории любого города – его карты. В истории отечественной картографии Москва занимает совершенно особое место. Древнейшее упоминание в памятниках русской письменности о самом факте ведения картографических работ на Руси связано с созданием изображения именно Москвы.

 


Планы Москвы ХI-ХVII в.

План Кремля 1917 года

План Кремля ХХ века, представленный в книге «По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительским учреждениям». Под ред. Н.А. Гейнике, Н.С. Елагина, Е.А. Трофимовой, И.И. Шитца. Москва, издание М. и С. Сабашниковых, 1917 год.

 

 

Схематический план исторического роста Москвы

В конце ХV – первой половине ХVI в. последовательно осуществляется грандиозная программа по реконструкции и строительству каменных кремлей в наиболее важных городах Московского государства, начало которой было положено коренной перестройкой архитектурного комплекса Московского Кремля. Была сохранена без каких–либо существенных изменений прежняя планировочная структура, сложившаяся в начале ХIV в. Было положено начало государственному регулированию застройки города. В 1535-1538 гг. под руководством зодчего Петрока Малого были выстроены укрепления Великого посада, получившего название Китай-города. В конце ХVI в. городской посад столицы был обнесен каменными стенами Белого города по линии современного Бульварного кольца и одновременно было создано и третье, деревянное кольцо московских укреплений по линии современного Садового кольца.

 


 Иллюстрированные карты

 

Юбилейный план Москвы 1913 года

Историческая карта Москвы в красках древних и ново-русских национальных цветов: Юбилейный план Москвы (1812-1912 гг.). Издание первой Московской трудовой артели производства и сбыта произведений печати. Доп. карта: План Кремля и Красной площади. Портреты императоров Наполеона I и Александра I, иллюстрации памятных мест Москвы, а также проект Памятника 1812 г. в Кремле.

 

 

Схематический план исторического роста Москвы

Издание первое. План составлен и издан геодезической конторой Отдела городских земель Московского Совета по материалам съемок и полевого обследования на 1 ноября 1938 года. Ответственный редактор Алферова Н.В., технический редактор Захарченко Г.Ф. Геодезическая контора была учреждена для обеспечения нужд строительства и городского хозяйства Москвы. Эта организация на протяжении многих десятилетий создавала топографические планы города. На карте даны изображения зданий и сооружений Москвы: Дворец Советов (проект), улица Горького после реконструкции, Советская площадь, гостиница Москва, жилой дом на Чистопрудном бульваре, жилой дом на улице Чкалова, Военная Академия РККА им. Фрунзе, новая школа на шоссе Энтузиастов, Краснохолмский новый мост, Крымский новый мост, мост Метро, Мавзолей, библиотека им. Ленина, музей Ленина, речной вокзал Химки, Садовая-Спасская улица, жилой дом на ул. Горького, дом СНК СССР, здание ВЦСПС на Калужском шоссе, комбинат издательства «Правда». 7 июня 1922 года Моссовет утвердил переименование 477 улиц. Карта 1939 года и «Указатель к плану г. Москвы, изданный Отделом городских земель Московского Совета», были своего рода итогом деятельности Моссовета. Список переименованных улиц Москвы занял 22 страницы. План дан в границах 1-го Генерального плана Москвы и составлен по материалам съемок и полевого обследования на 1 ноября 1938 г. Показаны границы города и районов. Дана сетка условных координат.

 

 

Схематический план исторического роста Москвы

Иллюстрированная схема. Мосгорисполком. Архитектурно-планировочное Управление. Мосгоргеотрест. Издание 1959 г. На врезке указаны объекты Кремля. Отпечатана Минской картфабрикой ГУГК. К плану прилагалась книжка-указатель с вклеенной схемой Московского метрополитена.

 


Планы и схемы города

 

Большой Советский Атлас мира. План города Москвы

Большой Советский Атлас мира. План города Москвы. Масштаб 1:50000. План составлен по материалам Геоконторы Моссовета на 1 ноября 1938 года. Составлено и оформлено Научно-Редакционной Картосоставительской частью ГУГК при СНК СССР. 1940 г. Пробный тираж II тома Большого Советского Атласа Мира. Атлас издан по постановлению Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17 декабря 1933 г. Научно-Издательским Институтом Большого Советского Атласа Мира при ЦИК СССР. Под общей редакцией А.Ф. Горкина. О.Ю. Шмидта. В.Е. Мотылева. М.В. Никитина. Б.М. Шапошникова.

 

 

План города Москвы

Книгоиздательство А.Я. Петрова, Тверская, дом Борисова. Масштаб в английском дюйме 300 саженей. Типолитография Яшкина. Состояние местности до 1910 года, издание 1914 года. План выполнен с указанием названий улиц, конно-железных дорог, железнодорожных путей сообщения, границ города и пригородов, полицейских частей и участков, пригородных деревень и слобод, дорог, транспортных магистралей, мостов, линий пароходств и пароходных пристаней, парков и скверов, кладбищ. Полицейские участки показаны разными цветами. Римскими цифрами обозначены мировые участки. Имеется список пожарных сигналов по частям города.

 


Генеральные планы развития Москвы

 

Схема планировки Москвы

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Схема планировки Москвы создана архитекторами В. Н. Семеновым и С. Е. Чернышевым. Данная карта входила в книгу «Генеральный план реконструкции Москвы». Генплан был напечатан тиражом 50 тысяч экземпляров в Мособлгорлит. Также в книге была напечатана «Схема основных магистралей, обводнения и озеленения». Первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Утвержден 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Послужил основой для сталинской реконструкции Москвы. Включал в себя новаторский план обводнения города Москвы по примеру Ленинграда. Реализован не полностью. 

 


Окрестности Москвы

 

Карта Москвы и окрестностей

Карта Москвы в предвоенные годы. Масштаб 1:30000 (в одном сантиметре 300 метров). План составлен и издан геодезической конторой отдела городских земель Московского Совета. Изменения и дополнения в черте города нанесены по состоянию на 1 января 1938 года. Канал Москва-Волга нанесен схематически. Ответственный редактор: инженер Красильников К.П. Технический редактор: инженер Приезжаев В.В. Тираж 60000. Отпечатано на 2-й Картографической фабрике ГУГСК НКВД СССР. В левом верхнем углу карты дана схема метро. Условными обозначениями на плане показаны: железные дороги, электрифицированные железные дороги, линии трамваев, автобусов и троллейбусов с показанием номеров маршрутов, дороги, набережные, границы, театры, кинотеатры, музеи, гостиницы, пристани, станции речного транспорта, кладбища, фруктовые сады, изрытые места, кусты, леса, парки и элементы рельефа.

 

 

План города Москвы с пригородами

Издание товарищества А.С. Суворина «Новое время». Отпечатано в картографическом заведении Алексея Ильина в Санкт-Петербурге. Масштаб 1:21000. Входил как приложение к путеводителю «Вся Москва». Алексей Сергеевич – издатель из Санкт-Петербурга, главный редактор и владелец газеты «Новое Время», ставшей под его руководством ведущим периодическим изданием России начала XX века. План города Москвы с пригородами – это подробная многоцветная карта старой Москвы 1913 года с указанием названий улиц и других городских объектов: полицейские части, 56 судебно-мировых участка, загородные деревни и дачи, дороги и мосты, пристани и другое. На отдельных фрагментах-врезках показан план Кремля и Красной площади. Поклонная гора указана условным знаком со смещением от реального ее положения. В левом нижнем углу карты: «Западная часть Окружной ж.д., не поместившаяся на план города Москвы». На плане показана Москва в границах Московской окружной железной дороги, которая была открыта летом 1908 года. Строительство МКЖД осуществлялось по проекту инженера Петра Рашевского. Станции МКЖД были построены в стиле модерн с элементами русского стиля по проектам выдающихся архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова (сохранились 14 станций). С 2016 года МКЖД была реконструирована – по ней ходят поезда МЦК.

 

 

Карта окрестностей города Москвы

Карта издана Сектором картографии ГИПРОГОР'А под редакцией доцента В.Н. Адрианова. Гравировал А. Черкасов. Масштаб 1:100000. Отпечатана в 1931 году. Также материалом для составления послужили: карта 1928 г., хозяйственные съемки МОЗО, официальные данные Моссовета, касающиеся названий и числа жителей населенных пунктов, классификации дорог, трамвайного и автобусного движения и др.

 


Тематические планы и схемы

 

План Москвы. Приложение к справочнику «Вся Москва в кармане»

 

 

План Москвы

План г. Москвы. Масштаб 1:25000. М.: Мосрекламсправиздат, 1930 (Госкартогеодезия ГГК – ВСНХ). Доп. карта: Схема трамвайного и автобусного движения в центре. План дан в пределах Московской окружной железной дороги. Показаны разноколейные железные дороги, транспортные развязки у вокзалов, линии телеграфа и телефона. Указатель к плану Москвы составлен по данным на 1 января 1930 года. Переименованные проезды в указателе перечисляются 2 раза: в алфавите старых названий и в алфавите новых названий. План выпущен бесплатным приложением к справочнику «Вся Москва».

 

 

План города Москвы

План города Москвы. Масштаб – в английском дюйме 300 сажен. На врезке – план Кремля. Из книги «Путеводитель и план Москвы. Описание древних и современных достопримечательностей и окрестностей». – Москва:, 1911. В. Живарев.

 

 

Схема маршрутов городского транспорта 1972 года

Схема составлена картографическим отделом Мосгоргеотреста ГлавАПУ. Издательство «Московский рабочий». Отпечатано на Московской фабрике офсетной печати Главполиграфпрома. Консультанты по городскому пассажирскому транспорту Л.Н. Долгов и С.И. Лапекин. Редактор Л. Карабанова. Технический редактор С. Устинова. На оборотной стороне плана указатель с названиями улиц, переулков, площадей, проездов, вокзалов, почтамтов, гостиниц, универмагов, дворцов и домов культуры, спортивных сооружений, театров и концертных залов, музеев и выставок, кинотеатров, станций метро, маршрутов общественного транспорта.

 

 

Схематический план 1970 года

Схематический план и указатель составлены и оформлены Картографическим отделом Мосгоргеотреста Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы по состоянию на 1970 год. Издательство «Московский рабочий», Москва, ул. Куйбышева, 21. Редактор Н. Султанова. Технический редактор С. Устинова. Фабрика №5 ГУГК при СМ СССР. На оборотной стороне плана приводится перечень улиц и станций метро с указанием индекса.

 

 

Схематический план 1957 года

План к краткому путеводителю «Москва» Географгиз 1957 г. Краткие справочные сведения проверены Московской городской справочно-информационной конторой Мосгорсправка по состоянию на 3 апреля 1957 года. Прилагается карта Москвы 1957 года: Кремль, Красная площадь, по площадям центра, на Ленинские горы, к выставкам, главная магистраль, Садовое кольцо, Московский метрополитен им. В.И. Ленина.

  


Транспорт

 

 

Схема маршрутов троллейбусов и автобусов 1936 года

Первая автобусная линия вела в пригород – от Камер-Коллежского вала вблизи Марьиной Рощи до Останкина. Линия была открыта 17 июля 1907 года, на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А.Д. Шереметеву. Первый автобусный маршрут в самой столице появился только 8 августа 1924 года. На нем работали восемь автобусов марки «Лейланд», доставленные из Англии. Трасса проходила от Каланчевской площади через Мясницкую улицу до Александровского вокзала (Белорусского).


Регулярное движение одного троллейбуса началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 года. Это была первая в Москве и СССР троллейбусная линия. Была пущена первая линия по Ленинградскому шоссе, от Тверской заставы до Покровского-Стрешнева. Модели первых троллейбусов назывались «ЛК» (Лазарь Каганович). маршрут № 1: Белорусский вокзал – Поселок Сокол. В январе 1934 года линия была продлена по ул.Горького (Тверской) до площади Революции, а в декабре 1934 года построена вторая линия от центра города по Арбату до Дорогомиловской заставы (маршрут № 2: Дорогомиловская Застава – Площадь Революции), 10 мая 1935-го года официально открылся 1-й троллейбусный парк на Ленинградском проспекте.


В ноябре 1935 года появилась третья троллейбусная линия, уже по центру города, по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (теперь проспект Мира), до Ржевского (ныне Рижского) вокзала. В конце 1935 года по Москве курсировали уже 57 машин типа ЛК.

 

 

Схема маршрутов троллейбусов и автобусов 1938 года

В октябре 1936-го появляется знаменитая «Букашка» – маршрут № Б: Колхозная (ныне Сухаревская) площадь – Площадь Восстания (ныне Кудринская), 9 июня 1937-го открылся 2-й троллейбусный парк рядом с Казанским вокзалом. В том же 1937-м в Москве появляется третий маршрут (под номером 3) Дорогомиловская Застава – Савеловский вокзал. В 1937 году появились маршруты от Садового кольца по Каляевской и Новослободской улицам, Кузнецкому мосту, улицам Дзержинского и Сретенке, от площади Восстания по Садовому кольцу до Крымской площади, от Дорогомиловской заставы до Кутузовской слободы.


В 1938-м троллейбусная сеть получает крупное развитие, появляются маршруты № 4: Киевский вокзал – Поселок Совкино (ныне Мосфильм), № 5: Комсомольская площадь – Измайлово, № 6: Площадь Революции – Никольская больница (впоследствии – кинотеатр «Нева»), № 7: Курский вокзал – Ржевский вокзал (ныне Рижский), № 8: Курский вокзал – 1-я Хуторская улица, № 9: Октябрьская (ныне Калужская) площадь – Комсомольская площадь, № 10: Даниловская площадь – Курский вокзал.


В 1938 году проложили линии по Бережковской набережной, через Воробьевы Горы до Октябрьской площади, от Комсомольской площади по улице Кирова (Мясницкой), через центр и Якиманку до Октябрьской площади, от станции метро «Сокол» по Ленинградскому шоссе до Северного речного вокзала, в Измайлово, от Крымской площади по Садовому кольцу и Мытной улице до Даниловского рынка. К концу 1938 года количество троллейбусных маршрутов в Москве возросло до 10. Троллейбус продолжал заменять трамвай, в большинстве случаев линии троллейбуса прокладывались на месте снятых трамвайных.

 

  

Схема маршрутов метро и трамваев 1938 года

Трамвай – старейший вид общественного транспорта. К концу XIX в. появились объективные экономические предпосылки для перехода к качественному новому виду сообщения. Им стал электрический транспорт, получивший название трамвай. На улицах Москвы трамвай появился 25 марта 1899 г. Перед Первой мировой войной вагоны трамвая в Москве курсировали по 38 трамвайным маршрутам, 2 из которых были кольцевыми. На 1 января 1914 г. парк трамваев в Москве располагал 821 моторным вагоном и 435 прицепными вагонами. В 1934 г. трамвай стал доминирующим видом транспорта, в среднем трамваем пользовались две трети населения Москвы. После открытия линий метрополитена были сняты трамвайные линии, совпадавшие с ним по направлению.


Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Пусковой комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую».


На карте маршрутов метро и трамваев вместо «Кропоткинской» обозначена станция «Дворец Советов» на месте взорванного Храма Христа Спасителя в 1931 году, где предполагалось возведение самого высокого здания в мире высотой в 415 метров для проведения заседаний Верховного Совета СССР, имевшего символ как кульминация высотного строительства страны Советов.


«Дзержинская» на месте современной «Лубянки» до переименования в 1990 году. В 1935 года она еще не имела центральный зал и представляла собой два параллельных перронных тоннеля, объединенных лишь небольшим залом при сходе с эскалатора. В ходе реконструкции в 1973-1975 гг. станция обрела центральный зал вместе с переходом на станцию «Кузнецкий мост» (в юго-западном торце «Лубянки» сохранился фрагмент первоначальной отделки станции).
«Кировская» вместо современного названия станции «Чистые пруды» до переименования в 1990 году. «Коминтерн» вместо нынешнего «Александровского сада».


Станция «Киевская» нынешней Филевской линии открыта в 1937 году. В 1938 году открыт участок от станции «Сокол» до «Площади Свердлова» (нынешняя «Театральная»). Также можно увидеть продолжение линии от «Коминтерна» к открывшимся в 1938 году станциями «Площадь Революции», «Курской».