9 сентября состоялась новая встреча проекта Urban.ON. Дарья Булгакова, аккредитованный гид, москвовед, эксперт-экскурсовод программы «Я гуляю по Москве» для проекта Мэра Москвы «Московское долголетие», рассказала о современной архитектуре столицы.

 

 

Небольшой экскурс в историю:

Архитектурный авангард зародился в первой половине XX века, когда молодые архитекторы решили отказаться от старых, изживших себя традиций. Они искали новые пространственные решения и формы, иную эстетическую выразительность, использовали современные материалы (железобетон) и достижения инженерной науки. Новые социальные потребности людей порождали новые типы зданий: дома-коммуны, фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы.

Творчество Константина Мельникова не укладывается в рамки какого-либо определенного стиля. Его проекты были новаторскими и смелыми, каждый раз архитектор создавал оригинальные сооружения. Площадкой для экспериментов стал и его собственный дом. Константин Мельников внес большой вклад в создание рабочих клубов. Главной особенностью его зданий была возможность трансформировать пространство изнутри. В отличие от Константина Мельникова, Илья Голосов создал компактную композицию на основе правильных геометрических тел.

Лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. занимает сталинский ампир. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства. Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

На смену сталинскому ампиру приходит советский модернизм. Основной строительный материал, из которого построены здания в стиле модернизма – это железобетон. В зданиях, построенных в СССР, часто использовали мрамор, керамику, ракушечник, песчаник в качестве облицовочного материала. Часто использовались типовые проекты зданий. Индивидуальные разрабатывались только для особо важных построек. Появились «хрущевки» – малогабаритные типовые квартиры в многоэтажных, чаще 5-этажных домах.

Американский архитектор, автор многочисленных монографий и статей, профессор архитектуры, один из основоположников архитектурного деконструктивизма, Питер Айзенман (Эйзенман), считает, что архитеткура должна быть критична, она не должна удовлетворять нужды заказчика и решать его проблемы, напротив, – архитектура ставит проблемы. Архитектор Борис Тхор предлагал построить небоскребы на площадке рядом с «Экспоцентром», где располагалась заброшенная промзона. «Москва-Сити» – один из самых масштабных градостроительных проектов, которые реализуются в России за последние десятилетия. Небоскребы на Пресненской набережной занимают территорию площадью 60 га.

Русский авангард оказал огромное влияние на Рэма Колхаса. Сегодня во многих проектах, которые он осуществляет по всему миру, слышны отголоски традиций и инноваций, изобретенных конструктивистами: новое здание музея «Гараж» в парке Горького, реконструкция конюшни и манежа в Малом Эрмитаже, фондохранилище Эрмитажа в Старой деревне, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Колхас сделал архитектуру не просто вопросом строительства сооружений, но вопросом улучшения всего окружающего мира.

Актуальность проблемы реорганизации промышленных зон возрастает в связи с увеличением численности городов, что приводит к необходимости поиска новых градостроительных, архитектурно-планировочных, конструктивных и инженерно-технических решений. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с развитием концепции «умный город». Процесс ревитализации позволяет реконструировать промышленные здания и сооружения, при этом изменив само назначение этих сооружений.

В последние годы многие знаменитые архитекторы реализовывали свои проекты именно в Москве. В Южнопортовом районе можно увидеть здание по проекту Захи Хадид – королевы кривой, как ее называли при жизни. Ключевая концепция, на которой основаны все проекты Захи Хадид – проектирование знаковых объектов в стиле авангарда и футуризма. А кампус бизнес-школы «Сколково» создан еще одним звездным архитектором – Дэвидом Аджайе, вдохновлявшимся супрематическими работами Казимира Малевича. Также слушатели «побывали» на Зиле, Даниловской мануфактуре, в Зарядье, Золотой Миле, Рублевке и других районах Москвы. Более того, Дарья не только рассказала о современных тенденциях, но и поведала слушателям об архитектурном курсе будущего.

Напоминаем, что следующая встреча в рамках проекта состоится 24 сентября, зарегистрироваться можно здесь.