Предлагаем вам отправиться в путешествие по старой Москве и познакомиться с биографиями выдающихся зодчих в новых книгах нашей online-библиотеки. Приятного чтения!

 

 

Колодный Л. Хождение в Москву. — М.: АСТ, 2007. — 541 с.

«Хождение в Москву» — это удивительное и увлекательное путешествие по старой Москве, в которое приглашает читателей известный журналист и писатель Лев Колодный. Вместе с автором мы поднимемся на колокольню Ивана Великого, пройдем по стенам Кремля, проплывем на плоту по подземной Неглинке, увидим исчезнувшие во времена «социалистической реконструкции» Красные ворота, Сухареву башню, стены и башни Китай-города, монастыри, храмы и колокольни. И, возможно, совершим не одно открытие на старых улочках  Москвы... Многие очерки из этого издания публиковались ранее.

Очерки этой книги рассказывают о Москве и москвичах, достопримечательностях московских улиц, памятниках истории и культуры. Маршруты путешествий автора проходят в центре и на окраинах Москвы, по заповедным переулкам Арбата и по новым кварталам Юго-Запада. Лев Колодный рассказывает о замечательных людях, судьба которых неотделима от Москвы. Он первым прошел по московским адресам Егора Жукова, будущего маршала, установил московские адреса Михаила Шолохова, Бориса Пастернака и других видных деятелей культуры.


 

Зодчие Москвы XVXIX вв. Книга 1/ Составитель Ю.С. Яралов — М.: Московский рабочий, 1981. — 304 с.

Облик современной Москвы – столицы первого в мире социалистического государства, одного из крупнейших и прекрасных городов Европы – складывался на протяжении веков трудом и талантом многих поколений, и самых знаменитых зодчих, и безвестных мастеров-строителей.

Москва всегда была «зоной притяжения» для огромной страны, которую еще древние викинги называли Гардарикией – страной городов. Со всех концов Руси Великой стекались в ее столицу люди различных профессий. Среди них безымянные строители-«древоделы», творившие чудеса деревянной архитектуры, «каменных и каменосечных дел мастера», ставившие церкви, боярские палаты и царские терема; «муроли», возводившие крепостные стены, и наконец, зодчие – люди всеобъемлющих знаний и опыта, творцы неповторимой красоты произведений национальной архитектуры и чудес инженерного искусства.

Примерно с середины XV века письменные источники доносят до нас и имена первых мастеров, трудившихся над созданием архитектурного облика Москвы. Среди них имена Василия Ермолина, Бармы и Постника, Осипа Старцева, Якова Бухвостова, Ивана Зарудного и других. Последующие поколения выдвинули таких великих зодчих, как В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, а также Ф. и С. Аргуновых, А. и Д. Григорьевых. В середине и конце XIX века начинают творить такие крупные архитекторы, как К. Тон, Д. Быковский, И. Монигетти, Д. Чичагов, а в предреволюционные годы – Н. Шохин, Ф. Шехтель и другие.

Все эти зодчие и многие другие в разное время несли эстафету традиций, сложившихся в московском зодчестве, и, преемственно развивая и переплавляя их, вносили новые черты и новые краски в облик Москвы.

Предлагаемая читателю книга не претендует на полноту. Немыслимо в одном томе собрать биографии московских зодчих за пять веков строительства города — от XV века и до Великого Октября. Поэтому при составлении плана книги самым трудным оказался отбор мастеров. Очерки познакомят читателя с биографиями тех московских архитекторов, деятельность которых протекала главным образом в Москве и определила собой поступательное движение ее архитектуры и пути ее развития. При отборе материалов учитывалось также и то, какое количество памятников их творчества сохранилось в Москве и Подмосковье до наших дней. Таким образом, критерием для публикации биографии того или другого архитектора послужили два момента: во-первых, значение его деятельности для общего развития русской и московской архитектуры, во-вторых, сохранность его произведений. Поэтому, например, читатель не найдет в книге очерка о Федоре Савельевиче Коне – строителе укреплений Белого города Москвы, на месте которых сейчас разбито Бульварное кольцо, а от городских стен, ворот и башен не осталось и следа; тем не менее значение Федора Коня в истории русской крепостной архитектуры чрезвычайно велико. По той же причине нет в книге и биографии великого Б. Растрелли – самого блестящего мастера русского барокко середины XVIII века. Он построил Анненгоф и первый Большой дворец в Кремле. Но время не пощадило ни того, ни другого, и судить о мастерстве Растрелли мы можем только по его петербургским сооружениям.

В какой-то степени отсутствие в книге биографий отдельных мастеров восполняют два общих историко-архитектурных очерка, которые кратко прослеживают развитие форм московской архитектуры и помогают читателю систематизировать обширный познавательный материал.

Первый том книги «Зодчие Москвы» содержит биографии тридцати четырех наиболее талантливых зодчих, живших и трудившихся в Москве на протяжении более четырех веков ее строительства. За это время Москва прошла путь от средневекового феодального города до первой в мире столицы социалистического государства. Естественно, что все этапы ее истории отразились в ее архитектурном и градостроительном облике, представление о котором получит читатель этой книги.


 

 

Зодчие Москвы XX век. Книга 2/ Составители: Маргарита Астафьева-Длугач, Юрий Волчок, Анатолий Журавлев. — М.: Московский рабочий, 1988. — 368 с.

Двухтомное (в двух книгах) научно-популярное биографическое издание, вышедшее в издательстве «Московский рабочий» (Москва) в 1981 и 1988 году. Его две книги содержат большую подборку очерков о жизни и творчестве известных русских, иностранных и советских архитекторов (XV—XX веков), живших и работавших в Москве и внёсших значительный вклад в её архитектурный облик. Авторами очерков были известные историки архитектуры и искусствоведы. Составитель — Ю. С. Яралов, доктор архитектуры, профессор, лауреат Государственной премии СССР. Научный редактор — С. М. Земцов.

Книги издания отличаются продуманностью исполнения, единым стилевым решением. Помимо основных биографических очерков в книгах помещены и обзорные очерки развития архитектуры Москвы в разные исторические периоды. Кроме того, на отдельных вклейках помещено достаточно большое число чёрно-белых иллюстраций.

Во второй  книге, содержащей рассказ о наиболее выдающихся зодчих начала XX в. и советского времени, чья жизнь и творчество связаны с Москвой, приводится ряд адресов, позволяющих пользоваться ей как путеводителем.