Под таким броским заголовком Всероссийский отраслевой Интернет-журнал «Строительство.Ру» опубликовал статью-интервью о смотрах-конкурсах, проводимых «Домом на Брестской». Автор материала – журналист Елена Мацейко, - беседовала с куратором данных мероприятий – Семёном Маером. Об открывающемся сегодня фестивале «Драйверы развития современного города» говорили особенно подробно. Предлагаем ознакомиться с интервью.

 

 

С теми, кто придет в архитектуру завтра, можно познакомиться уже сегодня.

 

В «Доме на Брестской» – очередной конкурсный марафон. На старте - архитектурная молодежь, представляющая российские архитектурные вузы. С 20 по 28 июня на площадке ГБУ «Мосстройинформ» пройдет очередной фестиваль «Драйверы развития современного города». Концептуальная идея фестиваля – демонстрация взгляда молодых архитекторов и дизайнеров на проектирование объектов градостроительной сферы. Накануне фестиваля мы встретились с главным специалистом отдела организации конгрессно-выставочных мероприятий градостроительной сферы ГБУ «Мосстройинформ» Семеном МАЕРОМ, чтобы поинтересоваться, почему «Дом на Брестской» активно привлекает на свои выставочные площадки архитектурную молодежь.

 

- Семен Яковлевич, как появилась идея молодежных архитектурных фестивалей в «Доме на Брестской»?

- «Дом на Брестской» существует уже много лет. И столько же, сколько мы существуем,  мы проводим международные фестивали в области архитектуры, дизайна и ландшафта. Как-то мы задумались: это, конечно, здорово, что мы охватываем профессиональную среду, имеем в ней определенный вес, авторитет, но почему мы не работаем со студентами профильных вузов и колледжей? И вот в 2016-м году мы провели первый конкурс для студентов высшей школы. Конкурс назывался «Драйверы развития современного города» (именно тогда и было придумано это название). Когда мы готовили первый студенческий смотр-конкурс, мы обратились только к московской аудитории. В первый год удалось охватить 21 столичный вуз.  На конкурс было представлено 119 работ. Для первого раза, как нам показалось, это был достаточно хороший результат.

 

Отзывы, которые мы получили после проведения «Драйверов…», подтвердили правоту нашего эксперимента. Творческое состязание решено было проводить регулярно – летом, в июне. Я даже Вам скажу больше: в 2017-м году мы провели не просто конкурс, а целый фестиваль, и включили в него помимо московских ряд вузов России и даже Беларуси. На этот раз в конкурсной части участвовало уже  27 вузов и почти 200 работ.

 

Это мероприятие оказалось интересным для архитектурной общественности. Проектные институты, архитектурные бюро всегда находятся в поиске молодых кадров и свежих идей, взглядов. Здесь, на «Драйверах…» можно познакомиться с уровнем архитектурных школ, посмотреть, какие вузы более интересны в плане дальнейшего привлечения тех специалистов, которых они выпускают. Самое приятное, что после изучения экспозиции профессиональные градостроители каждый раз отмечают, что будущее у отечественной архитектуры есть!

 

 

- То есть участие в ваших конкурсах может стать пропуском в профессию?

- Да! Во-первых, мы стараемся договариваться с архитектурными бюро, чтобы у студентов профильных вузов и колледжей была возможность проходить стажировки, практику у мастеров. Или хотя бы иметь возможность посетить архитектурную мастерскую с экскурсией. Во-вторых, сами конкурсы – прекрасная возможность продемонстрировать свои силы в профессии: если ты талантлив, тебя обязательно заметят.

 

- Кластер молодежных фестивалей в «Доме на Брестской» развивается?

- Да, в 2018-м году заявки на фестиваль подали уже 42 вуза, а работ было 460! Для того, чтобы регионам было легче участвовать, мы предусмотрели такую опцию, как дистанционное присутствие в конкурсе. То есть, необязательно присылать работу в виде планшета - можно представить проект в электронном формате. Жюри точно также внимательно рассматривает такие работы.

 

Озвучу Вам одну интересную мысль, прозвучавшую из уст жюри: господство МАРХи (Московского архитектурного института – прим. авт.) становится не таким очевидным (это к вопросу о превосходстве столичной архитектурной школы). То, что Гран-при  в конкурсе 2018 года завоевали работы из Самары, говорит о многом.  Были очень сильные работы из Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска. Я Вам называю далеко не все регионы, которые показали сильные стороны своих архитектурных школ.

 

Теперь настало время «Драйверов – 2019». Честно говоря, мы думали, что превзойти прошлогодний конкурс в количественном выражении вряд ли удастся. Но мы ошиблись: рекорд прошлого года побит! В этом году с нами 52 вуза, более 500 работ. Жюри предстоит проделать колоссальную оценочную работу!

 

 

- Смотр-конкурс для профессионального сообщества, для студентов высшей школы. Как я понимаю, на этом цепочка не заканчивается…

- Верно! Окрыленные успехом, мы решили продолжить начатое и охватить студентов профильных колледжей. И начиная с 2016-го года, стали проводить такие же конкурсы и для учащихся и выпускников средних специальных учебных заведений. И знаете, члены жюри, которые у нас  представляют серьезные архитектурные мастерские, отметили, что работы студентов колледжей – по крайней мере, победителей, - мало в чем уступают работам вузовских студентов. Выпускники колледжа архитектуры и градостроительства № 7, например, показывают фантастические результаты! И я просто знаю, что многие члены жюри в кулуарах общались с победителями, чтобы те после окончания учебного заведения пришли работать к ним в мастерскую.

 

Сейчас мы думаем, что цепочку надо замыкать – обратить внимание и на школы. Искать тех ребят, которые хотят связать свою судьбу с архитектурной профессией. Речь идет и об архитектурной, и об обычной школе. Обнаружив таких ребят, мы готовы оказать им помощь в виде лекций, семинаров от архитектурных бюро – есть такая заинтересованность. И наша площадка – Зал Интерактивной карты – располагает всеми возможностями для этого!  В этом случае нам удастся охватить все: от школы до профессиональных мастерских. Нас в этом поддерживает и Союз архитекторов, и Министерство образования и наш Департамент градостроительной политики города Москвы.

 

- Если говорить о детских архитектурных школах, какие бы вы выделили?

- Есть две детские архитектурных школы «Старт» и «Шар» (последняя работает при МАРХи).…В прошлом году мы провели эксперимент – работы школьников из этих двух учреждений приняли на конкурс колледжей. И, представьте, несколько работ стало призерами. Причем я должен сказать, что «Дом на Брестской» всегда славился своим главным принципом – неангажированностью. У нас всегда абсолютно профессиональное, беспристрастное жюри, и у архитектурного сообщества просто не возникает вопросов и домыслов вроде «…а, ну понятно, почему они выдвинул того-то».

 

Достаточно сказать, что среди членов нашего жюри известный архитектор и дизайнер Борис Уборевич-Боровский. Жюри студенческого конкурса возглавляет вице-президент Союза Московских архитекторов Николай Лызлов. Был момент, когда наше жюри возглавлял крупный архитектор Владимир Плоткин. И этих заслуженных людей даже особенно уговаривать не нужно: приходят и «жюрят» с удовольствием, потому что им это интересно.

 

- Есть ли какие-то требования к проектам, которые представляются на молодежные конкурсы?

- По факту – это конкурсы квалификационных работ. Это обычные  работы, которые студенты защищают в своих вузах. Причем выполненные за последние три года. Естественно, учитывается экологичность, актуальность работы, использование BIM-технологий (информационное моделирование даже до колледжей уже добралось).

 

В исключительных случаях  мы принимаем не только выпускные работы, но и курсовые. Например, работа студентов 3-го курса Университета по землеустройству заняла первое место в номинации «Детали в экстерьере». 3-й курс сумел обойти всех остальных.

 

 

- Были ли реализованы какие-то студенческие проекты-победители?

- К сожалению, пока такого прецедента не было. На самом деле, здорово, если бы это произошло.

 

…Уже довольно давно вынашиваем одну идею. Может быть, мы ее реализуем, и тогда такая возможность окажется более реальной. Мы порой не замечаем того, что находится вокруг нас. А зоркий глаз студента может заметить, что вот, стоит какая-то заброшенная трансформаторная подстанция или складское здание - а ведь из них можно сотворить что-то интересное. Почему бы не сделать такой конкурс для учащихся: «Заметь и предложи».

 

- Кстати, эта идея носится в воздухе: приспособление здания под другие  функции, другое использование…

- Да, но в таких случаях речь идет о редевелопменте каких-то больших объектов – фабрик, промзон. А я говорю о небольших, камерных…Хочу отметить, что на «Драйверах – 2019» представлено много таких работ. Реновация, придание новых функций старым объектам – это уже тренд!

 

- Ваша работа, кроме всего прочего, нацелена на популяризацию новых строительных идей и решений…

- Совершенно верно. Если выйти за рамки наших конкурсов, мы именно этим и занимаемся. Помимо тематических фестивалей, у нас в течение года проходит целый ряд выставок, на которых демонстрируется все лучшее в архитектуре, дизайне и строительстве.  Словом, все, что возможно, стараемся делать.

 

И еще. У нас на сегодня очень хорошие отношения со всеми профессиональными союзами – дизайнерскими, архитектурными, предметными. Через них мы сотрудничаем с профессиональными архитектурными порталами. Это тоже популяризация нашей работы.

 

То, что мы придумали, продолжает жить и развиваться. И это вдохновляет.

 

 

Беседовала Елена МАЦЕЙКО

 

Оригинал статьи: https://rcmm.ru/ekspertnoe-mnenie/46686-proektiruj-smolodu.html